Реализация поддержки нескольких мониторов для ноутбука Для работы с двумя мониторами с помощью ноутбука, не поддерживающего такой воз- можности, можно установить адаптер CardBus с разъемом DVI и применять в качестве второ- го монитора жидкокристаллический экран с интерфейсом DVI. Некоторые адаптеры работа- ют с электронно-лучевыми и жидкокристаллическими мониторами, подключаемыми но ин- терфейсу VGA. Графические адаптеры с поддержкой трехмерной графики Изначально для преобразования геометрических абстракций в реальные изображения приложениями трехмерной графики использовались программные процедуры. Это приводи- ло к значительной нагрузке на центральный процессор компьютера и существенно снижало производительность системы в целом. Хотя графические адаптеры с функцией ускорения трехмерной графики появились на рынке настольных компьютеров в 1997 году, разработка соответствующих наборов микро- схем для ноутбуков заняла у производителей графических адаптеров и системных плат ноут- буков значительно больше времени. Первым поддерживающим трехмерную графику дискретным адаптером для ноутбуком стан Nvidia GeForce 2 Go, представленный в конце 2000 года. Оснащенные этим адаптером ноутбуки появились в 2001 году. Следующими дискретными решениями для портативных компьютеров стали адаптеры ATI Mobility Radeon и Trident Microsystems CyberBLADE XP, представленные в 2001 году. Компания Trident ушла с данного рынка и в настоящее время на нем представлены только две компании — NVidia и ATI, причем ATI занимает лидирующие позиции (на начало 2005 года). Постепенно поддержка трехмерной графики была реализована и в интегрированных гра- фических адаптерах, хотя их производительность существенно уступала показателям дис- кретных адаптеров. Большинство ноутбуков, выпушенных после 2002 года, поддерживают определенные функции обработки трехмерной графики (ускорение и расчет освещения). Более того, к началу 2005 года большинством дискретных адаптеров для ноутбуков средней и высокой ценовых категорий поддерживаются функции трехмерной графики, реализованные в видеоплатах для настольных компьютеров, с соответствием стандарту Microsoft DirectX 9.0. Таким образом, современные ноутбуки позволяют полностью реализовать потенциал трехмерной графики в различных играх и приложениях. В табл. 11.9 представлены различные графические адаптеры для ноутбуков. Первыми перечислены наиболее быстродействующие и современные модели, затем в порядке убывания следуют остальные адаптеры.